Неточные совпадения
Так прошел и еще год,
в течение которого у глуповцев всякого добра явилось уже не вдвое или втрое, но вчетверо. Но по мере того как развивалась свобода, нарождался и исконный враг ее — анализ. С увеличением материального благосостояния приобретался досуг, а с приобретением досуга явилась способность исследовать и испытывать
природу вещей. Так бывает всегда, но глуповцы употребили эту"новоявленную у них способность"не для того, чтобы упрочить свое благополучие, а для того, чтоб оное подорвать.
Маркс прежде всего осудит капитализм, как отчуждение человеческой
природы. Verdinglichung, превращение рабочего
в вещь, он осудил бесчеловечность капиталистического режима.
— Кто имеет право порицать выводы из факта, когда существует факт? Ваша личность
в данной обстановке — факт; ваши поступки — необходимые выводы из этого факта, делаемые
природою вещей. Вы за них не отвечаете, а порицать их — глупо.
Синий чулок с бессмысленною аффектациею самодовольно толкует о литературных или ученых
вещах,
в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что
в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от
природы), своими возвышенными стремлениями (которых
в нем столько же, как
в стуле, на котором он сидит) и своею образованностью (которой
в нем столько же, как
в попугае).
Лишенная прочной образовательной подготовки, почти непричастная умственному и литературному движению больших центров, помещичья среда погрязала
в предрассудках и
в полном неведении
природы вещей.
Я был первоначально потрясен различением мира явлений и мира
вещей в себе, порядка
природы и порядка свободы, так же как признанием каждого человека целью
в себе и недопустимостью превращения его
в средство.
Он говорит о себе некрасивые, дурные
вещи,
в этом за ним последовал Жид, но он все-таки считает себя по
природе добрым, хорошим человеком, как и вообще человека, и упоен собой.
Для обличения мира невидимых
вещей нужна активность всей человеческой
природы, общее ее напряжение, а не активность одного лишь интеллекта, как то мы находим
в знании мира видимого.
Открытие причинности
в закономерном ходе
вещей помогает нам овладеть
природы, но оно же констатирует наше рабство у чего-то чуждого, инородного.
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается наука, и сущностью
вещей лежит
в самом бытии, а не
в природе отношений между субъектом и объектом.
Во внутреннее существо
природы,
в творческую связь
вещей научное знание не проникает, оно обходится без такого понимания причинности.
Понятия о
вещах были
в них равные, правила жизни знали они равно, но остроту разума и движения сердца
природа в них насадила различно.
— Ну, это не по нашей части! — сказал Лузгин, — пойдем ко мне
в кабинет, а ты, Анна Ивановна, на сегодняшний день уж оставь нас. Легко может статься, что мы что-нибудь и такое скажем, что для твоих ушей неудобно… хотя, по-моему, неудобных
вещей в природе и не существует, — обратился он ко мне.
— Я не нахожу особенной причины радоваться, — сказал Андрей Ефимыч, которому движение Ивана Дмитрича показалось театральным и
в то же время очень понравилось. — Тюрем и сумасшедших домов не будет, и правда, как вы изволили выразиться, восторжествует, но ведь сущность
вещей не изменится, законы
природы останутся всё те же. Люди будут болеть, стариться и умирать так же, как и теперь. Какая бы великолепная заря ни освещала вашу жизнь, все же
в конце концов вас заколотят
в гроб и бросят
в яму.
Князь
в радости своей не спросил даже Елпидифора Мартыныча, что такое, собственно, он сделал с Еленой, а между тем почтенный доктор совершил над нею довольно смелую и рискованную
вещь: он, когда Елена подошла к нему, толкнул ее, что есть силы,
в грудь, так что сна упала на пол, и тем поспособствовал ее
природе!..
Мне очень хотелось спросить, где Молли и давно ли Дюрок вернулся, так как хотя из этого ничего не вытекало, но я от
природы любопытен во всем. Однако на что я решился бы под открытым небом, на то не решался здесь, по стеснительному чувству чужого среди высоких потолков и прекрасных
вещей, имеющих свойство оттеснять непривычного
в его духовную раковину. Все же я надеялся много узнать от Попа.
Словом, не было никому ни проходу, ни проезду без того, чтобы он не осязал каким-нибудь из своих чувств, что
в природе всех
вещей происходит нечто чрезвычайное.
Там считались с чортом, а у славян скорее с
природой; славяне смотрели на чародеев как на людей исключительно
вещих, и потому, например,
в Польше имя чорта почти не встречается
в судных делах.
В ней виден его светлый взгляд на предметы, уменье понимать жизнь и
природу,
в ней, наконец, является живое, естественное представление
вещей, без прикрас и без искажений
природы.
Вещи, самые чуждые для нас
в нашей привычной жизни, кажутся нам близкими
в создании художника: нам знакомы, как будто родственные, и мучительные искания Фауста, и сумасшествие Лира, и ожесточение Чайльд-Гарольда; читая их, мы до того подчиняемся творческой силе гения, что находим
в себе силы, даже из-под всей грязи и пошлости, обсыпавшей нас, просунуть голову на свет и свежий воздух и сознать, что действительно создание поэта верно человеческой
природе, что так должно быть, что иначе и быть не может…
Тупицы — лица, окончательно обиженные
природой, отчаянно глупые, повторяющие общие места и говорящие то, что все уже давно знают: «Сегодня пятнадцатое число, через две недели будет первое!» — «Петр Великий гений!» — «Я люблю то, что хорошо!» — «Мужчины не женщины!» — «Железная дорога отличное изобретение!» — «
В Петербурге можно все достать за деньги…» — «вообще говоря: болезнь скверная
вещь!» — «Кто же не имеет недостатков?» — «Зимою всегда холодно!» — «Сегодня пятница, завтра суббота!» и т. д.
Шли бы к себе
в комнату! Самая лишняя
вещь в несчастье — это слезы… Должно было случиться и случилось… B
природе есть законы, а
в нашей жизни… логика… По логике и случилось…
Ты есь! —
Природы чин
вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет;
Ты есь — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне,
в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты Духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Теперь, когда эта женщина казалась мне прекрасней, чем когда-либо, я чувствовал, какую потерю
в лице ее понесла
природа, и мучительная злость на несправедливость судьбы, на порядок
вещей наполняла мою душу…
Природа в многоголосности своей говорит
в темных преданиях и верованиях,
в сказке, фольклоре,
в «фантазии» художника; иногда она
вещает прямо своей мистической глубиной (так возникает мистика
природы и
в древнее и новое время; к ее представителям относится такой, напр., мыслитель, как Я.
Но насколько он из него выходит и делает предметом размышления что-либо из
вещей божественных (των μετά θεόν), рассекается это единение, которое превыше разумения, и
в коем, находясь
в соединении с Богом, по сопричастности Божеству, он и сам становится Богом и слагает с себя естественный закон своей собственной
природы».].
Что вы знаете или мните о
природе вещей, лежит далеко
в стороне от области религии: воспринимать
в нашу жизнь и вдохновляться
в этих воздействиях (вселенной) и
в том, что они пробуждают
в нас, всем единичным не обособленно, а
в связи с целым, всем ограниченным не
в его противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что есть религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть
в природу и субстанцию
вещей, есть уже не религия, а некоторым образом стремится быть наукой…
Как и
в прочем невозможно мыслить что-либо, если думать о чуждом и заниматься другим, и ничего нельзя присоединять к предмету мысли, чтобы получился самый этот предмет, — так же следует поступать и здесь, ибо, имея представление другого
в душе, нельзя этого мыслить вследствие действия представления, и душа, охваченная и связанная другим, не может получить впечатления от представления противоположного; но, как говорится о материи, она должна быть бескачественна, если должна воспринимать образы (τύπους) всех
вещей, также и душа должна быть
в еще большей степени бесформенна, раз
в ней не должно быть препятствия для ее наполнения и просвещения высшей (της πρώτης)
природой.
«Что мы ощущаем и воспринимаем
в религиозных переживаниях, есть не
природа вещей, а ее действие на вас.
Вопрос о софийной
природе понятий [Учение Николая Мальбранша о видении
вещей в Боге и о богопознании как сущности познания
вещей представляет большую аналогию к учению, здесь развиваемому (обстоятельный очерк учения Мальбранша на русском языке см. у Μ. Η. Ершова.
Будучи прагматичной, наука психологична
в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий основу
в объективной сущности
вещей [Ср. характеристику науки
в главе о «хозяйственной
природе науки»
в моей «Философии хозяйства».].
Когда же распространившееся христианство силою
вещей сделалось и общеимперской религией, перед теократическим сознанием его встал новый вопрос: какова же
природа власти христианского императора и поглощено ли
в ней начало звериное божественным, иначе говоря, есть ли она теократия?
В другом месте он говорит: «Это сказано, однако, не
в том смысле, будто я совсем не могу заблуждаться: ибо некоторые
вещи недостаточно выяснены, и они описаны как бы с единого взгляда на великого Бога, ибо колесо
природы обращается слишком быстро, и человек своим полумертвым и косным постижением не может достаточно охватить их» (331, § 41).
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же отношения Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл
природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей
природы; что он составляет свободную причину всех
вещей; что все существует
в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной
природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
Экономическое рабство человека, бесспорно, означает отчуждение человеческой
природы и превращение человека
в вещь.
Мне особенно близок дуализм Канта, кантовское различение царства свободы и царства
природы, кантовское учение о свободе умопостигаемого характера и кантовские волюнтаризм, взгляд на мир явлений, как отличный от того подлинного мира, который он неудачно назвал миром
вещей в себе.
А это значит, что смысл открывается
в духе, а не
в предмете, не
в вещи, не
в природе, только
в духе бытие человечно.
Ибо, по его воззрениям, практическая мудрость людей не имела бы более высокой цели, как вносить
в общество наибольшую естественность и свободу, но именно поэтому следует свято и нерушимо блюсти естественные законы общества, уважать существующий порядок
вещей и, постоянно просматривая его, внедрять разумные его стороны, не забывая
природы из-за культуры и наоборот».)
Но под «
природой»
в этом случае нужно разуметь не животные, растения, леса, поля, моря и горы, не звездное небо, принадлежащие к экзистенциальному плану и входящие
в духовность, а объективацию, мир
вещей и предметов, механическое царство, детерминированное извне.
Тем, что у человечества есть хорошего, мы обязаны именно
природе, правильному естественно-историческому, целесообразному ходу
вещей, старательно,
в продолжение веков обособлявшему белую кость от черной.
Истина не реальна, как
природа, как объективная
вещь, но реальна, как дух, как духовность
в человеческом существовании.
В так называемом объективном мире нет такой
природы, такой
вещи, такой объективной реальности, которую мы могли бы назвать духом.
Он входит
в круговорот
природы как одно из ее явлений, одна из ее
вещей, он — дробная, бесконечно малая часть вселенной.
Я до сих пор была очень равнодушна к трем
вещам: к
природе, к музыке и к стихам. Для меня это были просто слова, попадающиеся иногда
в книжках, иногда
в салонных разговорах.
Отчего я боялась деревни? Оттого, что была глупа и хорошенько не знала, что
в моей натуре. Программа, заданная мне Степой, начинает уже полегоньку исполняться. Вот первая
вещь: я чувствую, что среди чего-нибудь похожего на
природу, где зелень, небо, воздух и хорошее человечное уединенье, мне дышится прекрасно. Я об этом и понятия не имела. Другими словами, я не знаю многих своих не только умственных стремлений, но и простых вкусов.
Театры, концерты, музеи, великолепные картины
природы, удобство путешествия, комфорт отелей, маленькие подарки сюрпризом,
в Турине — фарфор,
в Генуе — филигранные
вещи,
в Неаполе — жемчуг и кораллы,
в Венеции — бриллианты — все было к услугам молодой женщины, чтобы медовый месяц показался ей фантасмагорией.
У Достоевского нет ничего кроме человека: нет
природы, нет мира
вещей, нет
в самом человеке того, что связывает его с природным миром, с миром
вещей, с бытом, с объективным строем жизни.
Покрывши разум темнотою
И всюду вея ползкий яд,
Троякою обнес стеною
Чувствительность
природы чад,
Повлек
в ярмо порабощенья,
Облек их
в броню заблужденья,
Бояться истины велел.
Закон се божий, — царь
вещает;
Обман святый, — мудрец взывает.
Народ давить что ты обрел.
Человек — одно из явлений этого мира, одна из
вещей в природном круговороте
вещей; и человек выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия и превышает все
вещи порядка
природы.
Разные
вещи с собой привез
в чемодане: и бусоли, и планы, и даже молоденького адъютанта французской
природы, а только все это не пошло впрок.